Прекращение опеки и попечительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение опеки и попечительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как установлено законодательством, под опеку (и попечительство) передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. За редким исключением (если опека назначается по заявлению родителей — часть первая ст. 13 ФЗ «Об опеке и попечительстве») ребенок в момент назначения опеки лишён любви, заботы и защиты со стороны своего родителя.

Другой комментарий к Ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет основания освобождения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Такими основаниями являются: возвращение подопечного родителям (например, в случаях восстановления родителей в родительских правах, их освобождения из мест лишения свободы и т.д.), его усыновление, помещение в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты или другое аналогичное учреждение, а также личная просьба опекуна или попечителя. В каждом конкретном случае вопрос должен решаться исходя из интересов ребенка. Например, возвращение отсутствующего родителя, лишенного родительских прав, не всегда благо и не должно служить основанием для прекращения опеки или попечительства. В соответствии с Семейным кодексом родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63), но родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей (ст. 65). С учетом этого орган опеки и попечительства в отдельных случаях может отказать в прекращении опеки или попечительства, если придет к выводу, что это будет противоречить интересам ребенка.

Освобождение опекуна или попечителя от выполнения опекунских обязанностей возможно по его личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами. Это может быть болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным, а также изменение семейного положения, новая работа, которую трудно совмещать с обязанностями опекуна (попечителя), частые и длительные командировки и др. Освобождение опекуна (попечителя) производится на основании постановления главы местной администрации при наличии заключения соответствующего отдела, осуществляющего контроль за деятельностью опекуна (попечителя).

2. Помимо освобождения опекуна (попечителя) от выполнения его обязанностей в силу субъективных или уважительных причин комментируемая статья предусматривает возможность отстранения от опекунских (попечительских) обязанностей. Основанием для отстранения являются виновные действия, а именно ненадлежащее выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей. В качестве таковых Закон называет использование опеки и попечительства в корыстных целях (например, занятие жилой площади подопечного, незаконное использование его имущества и др.), оставление подопечного без надзора и необходимой помощи. В этих случаях орган опеки и попечительства не только принимает решение об отстранении лица, злоупотребляющего опекунскими обязанностями, но и обязан принять меры для привлечения виновного к ответственности, в том числе и уголовной.

Отстранение опекуна (попечителя) от исполнения его обязанностей лишает этих лиц в дальнейшем согласно ст. ст. 127, 146, 153 СК права быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями несовершеннолетних.

Освобождение от обязанностей опекуна и попечителя

Освободить от опекунства могут только органы опеки по инициативе двух сторон или при наличии оснований, установленных законом. К таким основаниям можно отнести: возврат дееспособности недееспособному прежде человеку по решению суда; достижение ребенком четырнадцати лет. В случае с ребенком, после опекунства устанавливается попечительство до достижения ребенком совершеннолетия или его женитьбы или замужества.

Освободить гражданина от обязанностей могут по причине перехода больного человека или ребенка в воспитательное, лечебное учреждение, которое возьмет шефство над больным или ребенком.

Кроме того, чиновники могут прекратить опекунство по причине смерти опекуна или подопечного. Такой случай относится к естественным причинам освобождения от исполнения обязанностей и служит основанием для автоматического прекращения опекунства или попечительства.

Устанавливает и прекращает исполнение обязанностей опекуном или попечителем только органы опеки по заявлению опекуна, опекаемого.

Отказаться от опеки может как опекун, так и опекаемый, если есть на то веские основания. Причины для отказа может быть естественные и вынужденные. К естественным можно отнести: смерть одной из сторон, достижение ребенком четырнадцатилетия/восемнадцатилетия, выздоровление опекаемого. К вынужденным относятся: переезд в другой город, конфликт опекуна с опекаемым или его родственником, сугубо личные причины и т.д.

Чиновники могут отстранить опекунов и попечителей по причине ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей.

Прекращение обязательств имеет несколько особенностей: попечитель подает заявление в письменной форме отделу опеки; документ рассматривают в течение семи дней и выносят соответствующее решение. В случае рассмотрения заявления по отказу от опекунства над детьми, отдел опеки предпринимает попытки сохранить замещающую семью. Для этого могут назначить опекуну или попечителю консультации юристов, психологов и т.д.

Читайте также:  Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года

После освобождения от исполнения обязанностей опекун более не несет ответственности за жизнь и здоровье подопечного, не получает пособия и льготы, которые перечислялись за опекунство.

После отстранения опекун теряет не только выплаты, но и возможность оформить опеку над кем-либо.

Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

Опека и попечительство прекращают свое существование по достижении предусмотренного законом возраста (14 и 18 лет соответственно). Кроме того, основанием прекращения опеки и попечительства может быть освобождение или отстранение опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.

Освобождение и отстранение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей представляют собой разные правовые институты. Существо различия состоит в том, что отстранение является своеобразной санкцией за виновное (умышленное или неосторожное) неисполнение им своих обязанностей по отношению к подопечному.

Освобождение опекуна или попечителя от исполнения обязанностей следует отличать от отстранения. Оно не зависит от волеизъявления опекуна или попечителя, его намерений и планов. Может быть отстранен тот, кто использует опеку или попечительство в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи. Подобного рода противоправное поведение опекуна особенно опасно для полностью беспомощных подопечных — малолетних детей, тяжело больных. Серьезно пострадать без надзора и поддержки могут и граждане, находящиеся на попечительстве, например при шантаже и вымогательстве со стороны социально опасных лиц.

Последствия прекращения опеки или попечительства

При простых обстоятельствах, когда оканчивается попечительство наступают такие последствия:

  1. При прекращении опеки и попечительства, подопечный становится полностью дееспособным, самостоятельно принимает решения, осознает и руководит своими действиями. Может устраиваться на работу или заниматься предпринимательской деятельностью, в общем всё то, чем занимаются обычные люди.
  2. Опекун освобождается от обязанностей официально, не несет ответственности за деяния своего бывшего подопечного. Если заключался договор, он перестает иметь юридическую силу.
  3. Все положенные сторонам выплаты в виде пособий и льгот перестают выплачиваться от имени государства

Процесс освобождения опекуна от его обязанностей

Чтобы отписаться от опекунства, заявитель должен понимать механизм решения вопроса. Проходит он так.

  1. Опекун обращается с заявлением и пакетом документов в МФЦ. Специалист проверяет информацию, выдает расписку о получении деловых бумаг.
  2. Документы передаются в орган местного самоуправления, где проводится фиксация факта обращения в специальном журнале, осуществляется сверка данных, при необходимости отправляются межведомственные запросы о получении дополнительных сведений.
  3. Заявление передается в орган опеки и попечительства. По результатам проверки информации готовится проект постановления об освобождении гражданина от его обязанностей по отношению к малолетнему или недееспособному лицу. Документ согласовывается с руководителем структурного подразделения.
  4. Глава местной администрации изучает проект и, в случае согласия с изложенным, подписывает его.
  5. Документ передается обратно исполнителю, его подготовившему. Далее постановление отправляется в МФЦ. Его выдают опекуну.

Весь процесс занимает от 15 дней с момента подачи документов. Иногда специалистам требуется больше времени для сбора необходимой информации.
На этом процедуру нельзя считать законченной, так как отказавшегося от опекунства ожидает подача отчетности в орган опеки, передача подопечного и его имущества ответственному лицу.

Могут ли отказать в освобождении опекуна от обязанностей?

Да. Основная причина отказа или приостановления предоставления услуги – это несоответствующая действительности информация, указанная в заявлении опекуном. В некоторых случаях такую проблему можно исправить в кратчайший срок. Сотрудники органа местной власти сообщают гражданину о наличии несогласованности в предоставленных им данных, а после устранения ошибок выносят нужное постановление.
Другие причины отказа:

  • выявление корыстных целей в действиях опекуна;
  • несоблюдение условий соглашения, на основании которых передан ребенок или недееспособный человек опекуну;
  • выявлены нарушения обязанностей в действиях опекуна.

В любом случае гражданину должны сообщить о результатах рассмотрения заявления и мотивах отказа в предоставлении услуги.

Лишение опекунства отделом опеки

Альтернативным вариантом прекращения опеки является освобождение опекуна по инициативе отдела опеки. Такая процедура называется отстранением.

Она реализуется отделом опеки, как средство защиты подопечного от неправомерных действий опекуна. То есть, при наличии веских доказательств о том, что права воспитанника грубо нарушаются, отдел опеки имеет право снять полномочия с опекуна в одностороннем порядке.

Основные причины отстранения:

  • совершение преступления в отношении подопечного;
  • совершение преступления в отношении другого гражданина с наказанием в виде реального лишения свободы;
  • нарушение детских прав;
  • злоупотребление правами в отношении несовершеннолетнего или недееспособного воспитанника.

Важно! Лицо, отстраненное от исполнения обязанностей опекуна, подлежит внесению в региональный банк данных. Вследствие чего лишается права в дальнейшем исполнять обязанности опекуна, попечителя, усыновителя.

Может ли опекун распоряжаться имуществом опекаемого и как это сделать?

Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

Могут ли отказать в освобождении опекуна от обязанностей?

Да. Основная причина отказа или приостановления предоставления услуги – это несоответствующая действительности информация, указанная в заявлении опекуном. В некоторых случаях такую проблему можно исправить в кратчайший срок. Сотрудники органа местной власти сообщают гражданину о наличии несогласованности в предоставленных им данных, а после устранения ошибок выносят нужное постановление.
Другие причины отказа:

  • выявление корыстных целей в действиях опекуна;
  • несоблюдение условий соглашения, на основании которых передан ребенок или недееспособный человек опекуну;
  • выявлены нарушения обязанностей в действиях опекуна.

В любом случае гражданину должны сообщить о результатах рассмотрения заявления и мотивах отказа в предоставлении услуги.

Нормативной базой правоотношений опеки является Федеральный закон № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года «Об опеке и попечительстве». Перечислим наиболее важные его положения.
Статья 2 интерпретирует опеку как форму семейного устройства несовершеннолетних, нетрудоспособных либо недееспособных лиц, установленную компетентными органами для воспитания, а также защиты интересов опекаемого лица. В рамках статуса опекуна лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, призвано представлять интересы подопечного без каких-либо дополнительных подтверждающих документов кроме тех случаев, о которых прямо говорится в законе.

Попечительство осуществляется с целью содействия несовершеннолетнему в осуществлении его прав, исполнении обязанностей, защите от посягательств третьих лиц. В отношении совершеннолетнего подопечного попечитель должен давать согласие на заключение им крупных имущественных сделок, расходовать заработок и другие доходы в его интересах.

Над несовершеннолетним ребенком можно установить опеку, а подростка от 14 до 18 лет (до 21 года, если он обучается на очном отделении вуза) берут на попечительство.

Статьи 4-5 ранее упомянутого закона определяют задачи государства в части регулирования деятельности по опеке и принципы, которыми оно руководствуется. Статья 7 говорит о задачах органов опеки и попечительства, например, об обязанности защищать права граждан, в ней нуждающихся, контроле за сохранностью их имущества, надзоре за деятельностью опекунов.

Ссылка на документ: «Об опеке и попечительстве»

Обжалование прекращения опеки

Бывший опекун или попечитель вправе обжаловать решение органов опеки в судебном порядке. Исковое заявление подается в суд по месту нахождения территориального органа опеки и попечительства. В заявлении требуется подробно указать сложившуюся ситуацию, с обоснованием незаконности действий государственных органов. Приложения к исковому заявлению составляют документы, сведения, подтверждающие вынесенное решение о прекращении опеки противоречащим действующему законодательству. Все документы необходимо прикладывать к заявлению по числу сторон, которые принимают участие в процессе.

После изложения позиций сторонами, изучения материалов дела, прений и реплик суд выносит решение. В решении суд может как отказать в удовлетворении требований истца, так и отменить полностью решение органа опеки и попечительства с восстановлением истца во всех правах над подопечным и устранением всех прочих препятствий в осуществлении обязанностей опекуна.

Какие могут быть последствия

После отстранения от опекунских обязанностей, лицо теряет статус опекающего лица. Вместе со статусом человеку перестают поступать опекунские выплаты, перестают действовать определенные льготы, предназначенные для опекающих граждан. Такой человек больше не сможет пользоваться имуществом подопечного, проживать в его квартире.

Если будет установлено, что, находясь в статусе опекуна, лицо получало опекунские выплаты и тратило по своему усмотрению, но не на опекаемого, суд может постановить взыскать с лица необходимую, потраченную им некогда сумму.

Если отстранение было связано с совершенным правонарушением или преступлением, человек будет привлечен к административной или уголовной ответственности. В дальнейшем такое лицо не сможет усыновить ребенка, осуществлять опеку, стать приемным родителем.

Полезно также почитать: Как получить место в доме престарелых за пенсию

Опека и попечительства над несовершеннолетними детьми в семейном праве «рассматриваются как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей».

Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения.

Согласно п. 1 ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними, к которым п. 1 ст. 29 ГК относит детей, не достигших 14 лет.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (п. 1 ст. 33 ГК).

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми преследует следующие цели:

— защита личных и имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

— воспитание ребенка в приемной семье лица, заменяющего родителей.

Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК) в течение месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опека (попечительство) устанавливается по месту жительства кандидата в опекуны или попечители.

Если в месячный срок не удается оформить опеку (попечительство), то исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

При установлении опеки и попечительства не требуется согласия:

— родителей несовершеннолетнего;

— супруга будущего опекуна;

Читайте также:  Техосмотр 2023: все, что нужно знать, чтобы не нарваться на штраф

— несовершеннолетнего любого возраста (учитывается желание). Опекун (попечитель) назначается только с его согласия. Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано

заинтересованными лицами в суде.

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится подопечным без всякого дополнительного на этот счет решения.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения:

— по достижении подопечным 18 лет;

— в случае вступления его в брак;

— в случае его эмансипации.

Опека и попечительство могут прекратиться вследствие:

— освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей органом опеки и попечительства;

— отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей) органом опеки и попечительства. Освобождение опекуна или попечителя от выполнения обязанностей по своей правовой природе служит мерой защиты. Для его применения достаточно наличия определенных объективных обстоятельств. Наличие вины опекуна или попечителя для применения этой меры не требуется.

Отстранение опекуна или попечителя от своих обязанностей, напротив, применяется только в качестве санкции за виновное поведение. По своей правовой природе оно является мерой ответственности и влечет за собой целый ряд неблагоприятных последствий, в частности такие лица в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.

Основанием возникновения прав и обязанностей опекуна (попечителя) является решение (постановление) органа опеки и попечительства (административный акт) о назначении опекуна (попечителя).

Права и обязанности опекуна (попечителя) ограничены по времени. Они прекращаются с достижением подопечным совершеннолетия, а также в случаях, когда несовершеннолетний вступает в брак или объявляется его эмансипация.

Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) служит также его освобождение или отстранение (в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей).

Кроме того, опекун (попечитель) перестает быть обладателем этих прав, если опека (попечительство) установлена на определенный период времени, обозначенный в решении (постановлении) органа опеки и попечительства. Прекращение прав и обязанностей опекуна (попечителя) касается как личной, так и имущественной сфер жизни ребенка, находившегося под опекой.

Последствия отказа от опеки

Общие последствия прекращения опекунства предусмотрены положениями ст. 30 ФЗ «Об опеке и попечительстве». В их число входят:

  • обязанность лица, освобожденного от опекунских функций, в трехдневный срок с момента, когда ему стало об этом известно, предоставить органам опеки опекунский отчет, подаваемый им ранее ежегодно в соответствии со ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • привлечение лица к административной, уголовной или иной ответственности по ходатайству органов опеки, если по результатам проверки будут выявлены нарушения закона. Указанное ходатайство направляется компетентным органам в течение недели с момента получения отчета или в течение двух недель в случае обнаружения таких оснований;
  • прекращение ранее заключенного с лицом договора об опекунстве.

Кроме общих правовых последствий, могут также наступать и частные последствия, поставленные в зависимость от объекта опеки. Для полного понимания рассмотрим самые распространенные случаи.

Одной из ключевых обязанностей опекуна является регулярное представление отчета о реализации своих полномочий. При проверке этого документа могут устанавливаться факты нарушения прав и законных интересов опекаемых граждан. Помимо этого, сведения о ненадлежащем исполнении обязанностей со стороны опекуна могут содержаться в следующих актах:

  • судебные решения по гражданским, уголовным и административным делам;
  • материалы комиссии по делам несовершеннолетних;
  • представление прокурора, вынесенное по итогам проверки законности;
  • письменные обращения заинтересованных лиц, которым стали известны случаи ненадлежащего отношения опекуна к своим обязанностям.

Проверка указанных обстоятельств проводится отделом опеки. Сам опекун вправе не только давать свои пояснения или возражения по поводу возникших претензий, но и обжаловать итоговый акт.

К ненадлежащему исполнению обязанностей могут относиться следующие обстоятельства:

  1. совершение противоправных действий в отношении опекаемого гражданина, в том числе уголовных преступлений и административных проступков;
  2. злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  3. асоциальный образ жизни, в том числе вовлечение опекаемого лица в употребление алкоголя и наркотиков;
  4. ухудшение жилищных и бытовых условий по месту жительства опекаемого лица;
  5. отсутствие полноценного надзора за подопечным лицом.

Чтобы подтвердить или опровергнуть указанные факты, органы опеки имеют право получать любые документы и сведения, в том числе из материалов уголовных и административных дел. Проводится опрос опекаемого гражданина, а для получения сведений от несовершеннолетних детей приглашаются педагоги и психологи.

Корыстные цели опекуна могут заключаться в получении государственных пособий, использовании льгот по оплате коммунальных услуг, проезду на общественном транспорте и т.д. Кроме того, опекаемые лица могут использоваться для увеличения состава семьи при получении земельных участков и жилья из муниципального фонда. Выявление таких случаев возможно, если полученные бюджетные средства и льготы использовались на личные цели опекуна, а не на его подопечных.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *